Первые испытания

В 1939 году наша эскадрилья, по приказу главного командования, приняла участие в борьбе с белополяками за освобождение Западной Украины и Белоруссии.

В течение нескольких дней мы производили боевые вылеты, большей частью на разведку, и на бомбометание отдельных целей. Это дало летному составу возможность закрепить теоретические знания, осуществляя настоящую боевую работу: заход на цель, выдерживание боевого курса и всех расчетный данных, точность бомбометания и уход от цели, а так же готовность к встрече истребителей противника во время выполнения маневров.

В 1940 году мы принимали участие в войне с белофиннами и действовали с аэродрома Бесовец. Мороз тогда достигал 50 градусов, а мы жили в палатках, пока нам не построили домик. Там мы выполняли боевые задачи. Это была настоящая война в суровых климатических условиях. Высокий моральный дух летно-технического состава, преданность партии и Советской Родине обеспечили выполнение всех заданий с честью, без единой потери, а личный состав эскадрильи получил большой боевой опыт работы в суровых условиях войны. Вылеты производились на фотографирование, так как артиллеристы требовали точности целей, для них мы делали планшеты. А так же вылетали на бомбометание станции Лаймола для уничтожения бронепоезда и живой силы.

Летный состав получил хороший опыт действий в этих сложных условиях, а технический состав - в подготовке материальной части. Все самолеты эскадрильи вылетали без задержек. Было очень отрадно, что в такое короткое время мы смогли освоить эксплуатацию самолетов и двигателей при низких температурах.

Теперь летчики по настоящему представляли себе, что такое летная профессия, чего она требует от них. Красивая форма, симпатия девушек, романтика, как некоторые думали. А ведь главное не это. Главное, что летчик – это человек, который способен на самопожертвование. Да, да, я не оговорился. Авиация требует от нас многого: оставить в любое время семью или любимую, жить на крайнем севере или в жаркой республике; возможно, несколько дней и ночей не спать, а делать все то, что прикажут. Полеты тоже ведь не прогулка, не развлечение. Это тяжелый и опасный труд, огромные перегрузки, нервное напряжение – и это все необходимо во имя самого дорогого – во имя жизни на земле. Ведь в наших руках судьба соотечественников, а может и всего человечества. А взамен мы получим их любовь. Да, служба наша не из легких. Но мы знаем, во имя чего мы живем – всегда быть готовым выполнить свой патриотический и интернациональный долг по защите любимой Родины, интересов мира, социализма и коммунизма.

Накопленный опыт боевой работы мы изучали и совершенствовали для будущих боев. Вскоре на базе эскадрильи организовался 313-й разведывательный полк, место базирования – Белоруссия, аэродром Слепянка.

Всю зиму и весну 1941 года шла напряженная учебно-боевая работа в классах и на аэродроме. Наши летчики, техники, механики видели успех в учебе и не жалели времени и сил как на подготовку к вылетам, так и на сами полеты.

Отпраздновали праздник 1 Мая. В это время наземная воинская часть осуществляла строительство запасного аэродрома, восточнее г. Минска, так как аэродром Слепянка находился очень близко к строительству завода. А так же этот аэродром был необходим для засекреченного базирования 313 разведполка, которым командовал подполковник Л.И. Юзеев. Я тогда уже занимал должность заместителя командира 1-й эскадрильи, а командовал эскадрильей майор В.Я. Титов.